Споры, вытекающие из договоров поставки

Договор поставки – один из самых часто встречающихся и наиболее важных договоров в предпринимательской деятельности. Им оформляется оптовая купля-продажа товаров; продажа или приобретение товаров для последующей переработки или иного использования в предпринимательской деятельности. Таким образом, договор поставки незаменим для повседневной деятельности предприятия в практически любой сфере, в особенности розничной торговле, строительстве и производстве.

Важность сферы поставок приводит к необходимости учитывать риски для бизнеса, связанные с возникновением споров в данной области.

Поэтому залогом стабильной деятельности предпринимателя и его готовности к разрешению споров является наличие всех необходимых документов, сопровождающих поставку и связанные с ней операции:

  • документы, подтверждающие заключение договора поставки, в числе которых сам договор, товарные и товарно-транспортные накладные (ТН и ТТН);
  • документы, подтверждающие приемку-передачу товара, к которым относятся вышеуказанные ТН и ТТН;
  • спецификации на товар, в которых отражены характеристики товара, в том числе его наименование и количество;
  • документы, подтверждающие оплату товара (квитанции, платежные требования);
  • правильно оформленные акты об обнаруженных недостатках, приемке товара по количеству и качеству.

При ведении бизнеса, связанного с поставкой товара, важно обращаться за юридической помощью адвоката. Консультация адвоката, помощь в подготовке документов при своевременном обращении позволят устранить возможные убытки и предотвратить возникновение споров с контрагентами.

Если же спор уже возник, помощь грамотного адвоката необходима для минимизации расходов, принятия правильного решения и мер по досудебному урегулированию спора  и, при необходимости, подготовки правовой позиции и представления интересов в суде.

Считаю нужным осветить наиболее часто встречающиеся виды споров из договора поставки:

  • споры о взыскании задолженности по  договору поставки
  • споры о взыскании неустойки  (пени) за нарушение  сроков  оплаты за поставленный товар
  • споры о взыскании неустойки (пени, штрафа)  за нарушение сроков  поставки товара
  • споры  о  взыскании   убытков, причиненных недопоставкой товара или по  поставкой некачественного товара
  • споры, связанные с поставкой товара ненадлежащего качества, не соответствующего ассортименту, количеству
  • споры из неисполнения покупателем обязанности по выборке и приемке товара
  • споры по возврату предоплаты при непоставке товар
  • признание недействительным одностороннего отказа от договора поставки
  • споры из смешанных договоров поставки и подряда (например, модель «поставка оборудования + пусконаладочные работы»)
  • споры  по взысканию дебиторской задолженности при  отсутствии  заключенного письменного договора поставки, а именно по ТТН
  • споры о признании договора незаключенным и применения  последствий   незаключённости договора.

Особое внимание при разрешении споров, сопряженных с такими требованиями, должно уделяться согласованным в договоре и (или) спецификациях к нему сведениям о товаре – наименовании, количестве, качестве (в том числе соответствие ТУ, ГОСТам), а также составленным актам о недостатках товара. Нередки ситуации, когда возникает необходимость обращаться к помощи экспертных организаций при разрешении вопроса о качестве товара, что, благодаря помощи адвоката, становится более исполнимой задачей, ввиду того, что адвокат   поможет правильно сформулировать  вопросы для эксперта.

Разрешение споров, связанных с просрочкой оплаты товара, предполагает детальное изучение товаросопроводительных и платежных документов, а также условий договора и дополнительных соглашений к нему, посвященных расчетам. Зачастую, в особенности при поставке товара «партиями», стороны договора поставки неоднократно меняют условия поставки и переносят сроки, что приводит к ситуациям, когда клиент испытывает трудности в попытках разобраться в документах и сформировать позицию по спору.

Одна из самых непростых, но, к сожалению, частых ситуаций – стороны договорились о поставке товара и выполнении работ по его вводу в эксплуатацию, однако в какой-то момент одна из сторон не справляется с исполнением, и не выполняет пусконаладочные работы либо же отказывается проводить оплату по договору, мотивируя это неисполнением условий договора о поставке и сопутствующих ей работах в полном объеме. Часто в таких случаях «дьявол кроется в деталях» — плохо проработанных условиях договоров об исполнении обязательств по выполнению пусконаладочных работ либо же их оплате. Этот факт дополнительно подтверждает ранее сказанное: лучшая профилактика споров как в суде, так и вне него – качественная договорная работа.

Стоит заметить, что во всех случаях при возникновении спора особенно важно ответственно подойти к составлению и направлению претензий контрагенту либо же возражений на них.  От правильно выбранной правовой  позиции, зависят  ваши шансы успешно урегулировать спор в суде.

Кроме этого, следует обратить внимание, что  до обращения в суд, согласно  Хозяйственному процессуальному кодексу  Республики Беларусь следует соблюсти претензионный порядок разрешения спора, если иное не предусмотрено договором.  При этом  претензионный  порядок будет  соблюден, если  в нем заявлено  соответствующее требование. Так,  указание в претензии только  требования о взыскании основного долга, не позволит вам  при обращении  в суд и приложении данной претензии взыскать неустойку за просрочку исполнения обязательства.

Однако существует ряд  ситуаций, когда  соблюдение  претензионного порядка не является обязательным.

Поэтому с какой бы из спорных ситуаций ни пришлось столкнуться, очевидно — успешное разрешение споров из договора поставки предполагает доскональное знание нормативно-правовых актов и судебной практики в соответствующей области и глубокий анализ документов.

Адвокат Жабровская Наталья Анатольевна специализируется на разрешении споров в области договоров поставки и окажет квалифицированную юридическую помощь.