Договор поставки – один из самых часто встречающихся и наиболее важных договоров в предпринимательской деятельности. Им оформляется оптовая купля-продажа товаров; продажа или приобретение товаров для последующей переработки или иного использования в предпринимательской деятельности. Таким образом, договор поставки незаменим для повседневной деятельности предприятия в практически любой сфере, в особенности розничной торговле, строительстве и производстве.
Важность сферы поставок приводит к необходимости учитывать риски для бизнеса, связанные с возникновением споров в данной области.
Поэтому залогом стабильной деятельности предпринимателя и его готовности к разрешению споров является наличие всех необходимых документов, сопровождающих поставку и связанные с ней операции:
- документы, подтверждающие заключение договора поставки, в числе которых сам договор, товарные и товарно-транспортные накладные (ТН и ТТН);
- документы, подтверждающие приемку-передачу товара, к которым относятся вышеуказанные ТН и ТТН;
- спецификации на товар, в которых отражены характеристики товара, в том числе его наименование и количество;
- документы, подтверждающие оплату товара (квитанции, платежные требования);
- правильно оформленные акты об обнаруженных недостатках, приемке товара по количеству и качеству.
При ведении бизнеса, связанного с поставкой товара, важно обращаться за юридической помощью адвоката. Консультация адвоката, помощь в подготовке документов при своевременном обращении позволят устранить возможные убытки и предотвратить возникновение споров с контрагентами.
Если же спор уже возник, помощь грамотного адвоката необходима для минимизации расходов, принятия правильного решения и мер по досудебному урегулированию спора и, при необходимости, подготовки правовой позиции и представления интересов в суде.
Считаю нужным осветить наиболее часто встречающиеся виды споров из договора поставки:
- споры о взыскании задолженности по договору поставки
- споры о взыскании неустойки (пени) за нарушение сроков оплаты за поставленный товар
- споры о взыскании неустойки (пени, штрафа) за нарушение сроков поставки товара
- споры о взыскании убытков, причиненных недопоставкой товара или по поставкой некачественного товара
- споры, связанные с поставкой товара ненадлежащего качества, не соответствующего ассортименту, количеству
- споры из неисполнения покупателем обязанности по выборке и приемке товара
- споры по возврату предоплаты при непоставке товар
- признание недействительным одностороннего отказа от договора поставки
- споры из смешанных договоров поставки и подряда (например, модель «поставка оборудования + пусконаладочные работы»)
- споры по взысканию дебиторской задолженности при отсутствии заключенного письменного договора поставки, а именно по ТТН
- споры о признании договора незаключенным и применения последствий незаключённости договора.
Особое внимание при разрешении споров, сопряженных с такими требованиями, должно уделяться согласованным в договоре и (или) спецификациях к нему сведениям о товаре – наименовании, количестве, качестве (в том числе соответствие ТУ, ГОСТам), а также составленным актам о недостатках товара. Нередки ситуации, когда возникает необходимость обращаться к помощи экспертных организаций при разрешении вопроса о качестве товара, что, благодаря помощи адвоката, становится более исполнимой задачей, ввиду того, что адвокат поможет правильно сформулировать вопросы для эксперта.
Разрешение споров, связанных с просрочкой оплаты товара, предполагает детальное изучение товаросопроводительных и платежных документов, а также условий договора и дополнительных соглашений к нему, посвященных расчетам. Зачастую, в особенности при поставке товара «партиями», стороны договора поставки неоднократно меняют условия поставки и переносят сроки, что приводит к ситуациям, когда клиент испытывает трудности в попытках разобраться в документах и сформировать позицию по спору.
Одна из самых непростых, но, к сожалению, частых ситуаций – стороны договорились о поставке товара и выполнении работ по его вводу в эксплуатацию, однако в какой-то момент одна из сторон не справляется с исполнением, и не выполняет пусконаладочные работы либо же отказывается проводить оплату по договору, мотивируя это неисполнением условий договора о поставке и сопутствующих ей работах в полном объеме. Часто в таких случаях «дьявол кроется в деталях» — плохо проработанных условиях договоров об исполнении обязательств по выполнению пусконаладочных работ либо же их оплате. Этот факт дополнительно подтверждает ранее сказанное: лучшая профилактика споров как в суде, так и вне него – качественная договорная работа.
Стоит заметить, что во всех случаях при возникновении спора особенно важно ответственно подойти к составлению и направлению претензий контрагенту либо же возражений на них. От правильно выбранной правовой позиции, зависят ваши шансы успешно урегулировать спор в суде.
Кроме этого, следует обратить внимание, что до обращения в суд, согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь следует соблюсти претензионный порядок разрешения спора, если иное не предусмотрено договором. При этом претензионный порядок будет соблюден, если в нем заявлено соответствующее требование. Так, указание в претензии только требования о взыскании основного долга, не позволит вам при обращении в суд и приложении данной претензии взыскать неустойку за просрочку исполнения обязательства.
Однако существует ряд ситуаций, когда соблюдение претензионного порядка не является обязательным.
Поэтому с какой бы из спорных ситуаций ни пришлось столкнуться, очевидно — успешное разрешение споров из договора поставки предполагает доскональное знание нормативно-правовых актов и судебной практики в соответствующей области и глубокий анализ документов.
Адвокат Жабровская Наталья Анатольевна специализируется на разрешении споров в области договоров поставки и окажет квалифицированную юридическую помощь.