Претензионный порядок урегулирования споров

При разрешении споров соблюдение претензионного порядка имеет чрезвычайно важное значение. Помимо того факта, что его соблюдение сторонами способствует досудебному урегулированию спора, не следует забывать и о том, что направление претензии является обязательным условием для возникновения у истца в хозяйственном процессе права на обращение в суд, если стороны не договорились об ином.

Кроме хозяйственных споров, есть обязательные требования   и в отношении гражданских дел обязательные требования по   направлению второй стороне претензии, например,  по требованиям об изменении, расторжении договора по общему правилу сначала надо предложить другой стороне расторгнуть договор. В суд можно обращаться в случае отказа либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок.

Поэтому, вне зависимости от того, насколько высоки перспективы разрешить спор до суда, необходимо грамотно составить претензию, чтобы укрепить свою позицию в переговорах и, при переходе спора в судебную плоскость, гарантировать ход дела в Вашу пользу.

Именно в этих целях следует обратиться к   опытному адвокату за получением юридической помощи по вопросу составления и направления претензии (предложения о добровольном урегулировании спора), чтобы не допустить опрометчивых ошибок, которые могут неблагоприятно повлиять на последующее разрешение спора в Вашу пользу.

Требования, предъявляемые к содержанию и порядку направления претензии изложены в Приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь.

Так, в претензии указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем. Направляется претензия получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись, если иное не определено в договоре.  Так договором можно предусмотреть, что соблюдения  претензионного порядка  урегулирования спора  будет  направления претензии  на электронную почту  по  реквизитам, указанным в договоре.

Установленный ХПК срок  рассмотрении претензии 30 календарных дней с момента  получения претензии второй стороной.  Однако договором можно предусмотреть   сокращенный срок направления претензии.

Обратите внимание, что предмет (заявленные требования, их денежная оценка) и основания (обстоятельства дела, на которых основаны заявленные требования) подаваемого иска должны соответствовать предмету и основанию ранее направленной претензии. В ином случае претензионный порядок в отношении заявленных исковых требований будет считаться не соблюденным, что является основанием для оставления судом иска без рассмотрения.

Претензионный порядок считается соблюденным в трех следующих случаях:

  • признание получателем претензии заявленных требований;
  • полное или частичное отклонение получателем заявленных в претензии требований с приложением подтверждающих обоснованность отклонения документов;
  • неполучение заявителем ответа на претензию в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не согласован сторонами.

Также обращаю внимание, что неполучение ответа на претензию также служит доказательством признания (неоспаривания) получателем претензии требований, впоследствии заявленных в порядке приказного производства.

Без направления претензии с иском в экономический суд можно обратиться в следующих случаях:

  • если это предусмотрено в договоре;
  • при предъявлении встречного иска;
  • по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
  • когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор. Например, об исключении участника из общества; о признании сделки недействительной, о признании торгов недействительными; о признании недействительным решения общего собрания участников хозяйственного общества; о признании недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; о преимущественном праве покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества; о ликвидации.

Приведенный список  не является  исчерпывающий.

Обращение к адвокату по вопросу составления и направления претензии гарантирует соблюдение Вами претензионного порядка и является залогом повышения Ваших шансов на досудебное урегулирование спора с контрагентами. Кроме того, составление претензии требует формирования правовой позиции, способной впоследствии «выстоять» в суде, а значит предполагает должную подготовку адвокатом доказательственного и правового материала для ведения дела в суде.

Адвокат Жабровская Наталья Анатольевна имеет многолетний опыт в урегулировании споров в суде и до суда, и окажет Вам необходимую юридическую помощь по соблюдению претензионного порядка.