1. Принятие решения о реорганизации
Согласно абз.7 ч.1 ст.34 Закона о хозяйственных обществах, принятие решения о реорганизации хозяйственного общества и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса входит в исключительную компетенцию собрания участников хозяйственного общества.
При этом из ч.4 ст.109 Закона о хозяйственных обществах следует, что такое решение должно быть единогласным и принятым всеми участниками общества.
Часть 3 статьи 19 Закона о хозяйственных обществах предусматривает следующие обязательные условия, подлежащие отражению в решении общего собрания о реорганизации в форме выделения:
наименование, место нахождения каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
состав участников каждого из хозяйственных обществ, собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
размер и порядок формирования уставного фонда каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
порядок образования органов каждого из хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм, создаваемых в результате выделения;
порядок, сроки созыва и проведения общего собрания участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения;
порядок голосования на общем собрании участников каждого из хозяйственных обществ, создаваемых в результате выделения.
Далее, со дня принятия решения общего собрания о реорганизации в форме выделения, реорганизуемое лицо обязано уведомить налоговые органы по месту постановки на налоговый учет о принятии решения о реорганизации (подп.1.9.3-1 п.1 ст.22 НК).
При наличии у реорганизуемого лица работников, с которыми имеются намерения продолжить трудовые отношения в рамках созданного юридического лица, целесообразно уведомить работников о предстоящей реорганизации и, соответственно, их возможном переподчинении новому нанимателю, тем самым дав возможность выбора между перезаключением трудового договора с новым нанимателем либо увольнением.
Данный порядок проистекает из смысла ч.3 ст.36 ТК, согласно которой при смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации, сдаче имущественного комплекса организации в аренду или передаче в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же должности служащего (профессии рабочего) трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 5 части второй статьи 35 настоящего Кодекса.
2. Уведомление кредиторов и работников о предстоящей реорганизации
Согласно ст.23 Закона о хозяйственных обществах, реорганизуемое хозяйственное общество или орган, принявшие решение о реорганизации хозяйственного общества, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого хозяйственного общества.
Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества.
Такое уведомление должно содержать:
наименование, место нахождения реорганизуемого хозяйственного общества;
форму реорганизации;
порядок предъявления требований кредитора реорганизуемого хозяйственного общества, включая адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым хозяйственным обществом;
наименование, место нахождения каждого хозяйственного общества и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы, участвующих в реорганизации, создаваемых в результате реорганизации.
В случае, если реорганизуемое общество заключает договоры с контрагентами уже после принятия решения о выделения, такие контрагенты должны быть поставлены в известность о принятом решении при заключении договора.
Согласно абз.3 п.2 ст.12 Закона о бухучете, инвентаризация своих активов и обязательств проводится в обязательном порядке в случае реорганизации организации.
3. Провести инвентаризацию и составить разделительный баланс
Необходимость данной процедуры предваряет последующее составление разделительного баланса, из которого станет ясным, какая часть активов и обязательств будет передана новообразованному хозяйственному обществу.
Инвентаризация проводится, а разделительный баланс составляет по правилам, установленным Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
В соответствии со ст.22 Закона о хозяйственных обществах, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного хозяйственного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
4. Утвердить разделительный баланс
Решения общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении разделительного баланса принимаются большинством (не менее трех четвертей) голосов лиц, принимающих участие в этом собрании.
Особенная важность соблюдения требований законодательства к отражению правопреемства по всем обязательствах реорганизованного общества становится явной ввиду положений нормы ч.6 ст.23 Закона о хозяйственных обществах, согласно которой, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами.
После того, как разделительный баланс утвержден решением общего собрания реорганизуемого общества, следует обратиться в регистрирующий орган за согласованием наименования выделяемого хозяйственного общества.
5. Подготовить пакет документов для регистрации выделенного юрлица
Порядок подачи документов для согласования наименования и их рассмотрения, установлен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154.
Успешно завершив стадию согласования наименования, с соблюдением сроков, предусмотренных ранее принятым решением реорганизованного юридического лица о выделении, надлежит провести учредительное общее собрание участников новообразованного юридического лица.
На данном собрании обязательно утверждается устав создаваемого общества (не менее ¾ голосов участников, принявших участие в собрании) и избираются члены органов управления (простым большинством), если иное, большее количество необходимых голосов, не предусмотрено решением о реорганизации, принятым общим собранием реорганизуемого лица (ст.19 Закона о хозяйственных обществах).
Заключительный этап выделения – подача документов на государственную регистрацию выделенного хозяйственного общества.
Законодательства допускает три варианта подачи документов в указанных целях:
при личном обращении в регистрирующий орган;
через веб-портал;
путем передачи документов через нотариуса.
Поскольку при подаче документов через нотариуса проверка правильности поданных документов все равно будет осуществляться регистрирующим органом, считаем целесообразным рассматривать два первых варианта.
При личном обращении в регистрирующий орган следует подать (ч.1 п.14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования):
заявление о государственной регистрации;
устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;
электронную копию устава (в формате .doc или .rtf);
оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Преимуществом варианта подачи документов через веб-портал является отсутствие необходимости уплачивать государственную пошлину за подачу документов.
Порядок направления документов через веб-портал предусмотрен Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, и предполагает направление в электронной форме заявления и устава, подписанных электронной цифровой подписью.
Согласно ч.3 ст.15 Закона о хозяйственных обществах, хозяйственное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм в порядке, определяемом законодательными актами.
Следовательно, с момента государственной регистрации выделенного юридического лица реорганизация считается завершенной.
6. Послерегистрационный этап
Впрочем, не следует забывать еще о двух нюансах:
— в течение 5 (пяти) дней с момента реорганизации, то есть государственной регистрации выделенного юридического лица, реорганизованное юридическое лицо обязано подать в налоговый орган копию разделительного баланса (подп.1.4.3 п.1 ст.22 НК);
-в случае изменения размера уставного фонда и/или состава участников, произошедших в результате реорганизации первоначального юридического лица, в его устав решением общего собрания следует внести соответствующие изменения;
— оформление трудовых отношений при реорганизации предприятия:
Если работник согласен продолжать трудовые отношения, то в графе 3 трудовой книжки работника производится следующая запись: ____________реорганизовано путем выделения на ___________ В графе 4 записываются номер и дата приказа: «Приказ N__ от __.__.2019 г.».
Если работник отказывается продолжать трудовые отношения, то он свой отказ выражает в письменной форме. При этом от него не требуется указания каких-либо других причин, так как сама по себе реорганизация является основанием для отказа от продолжения работы. Получив такое заявление, наниматель обязан издать приказ об увольнении работника по п. 5 ст. 35 ТК (отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией) с выплатой ему выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка, если коллективным договором, соглашением, контрактом не предусмотрен иной размер пособия.
— уведомляем кредиторов о реорганизации и правопреемстве.
Адвокат Жабровская Наталья Анатольевна готова подготовить вам необходимый пакет документов для проведения процедуры реорганизации в форме выделения.