При разрешении споров соблюдение претензионного порядка имеет чрезвычайно важное значение. Помимо того факта, что его соблюдение сторонами способствует досудебному урегулированию спора, не следует забывать и о том, что направление претензии является обязательным условием для возникновения у истца в хозяйственном процессе права на обращение в суд, если стороны не договорились об ином.
Кроме хозяйственных споров, есть обязательные требования и в отношении гражданских дел обязательные требования по направлению второй стороне претензии, например, по требованиям об изменении, расторжении договора по общему правилу сначала надо предложить другой стороне расторгнуть договор. В суд можно обращаться в случае отказа либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок.
Поэтому, вне зависимости от того, насколько высоки перспективы разрешить спор до суда, необходимо грамотно составить претензию, чтобы укрепить свою позицию в переговорах и, при переходе спора в судебную плоскость, гарантировать ход дела в Вашу пользу.
Именно в этих целях следует обратиться к опытному адвокату за получением юридической помощи по вопросу составления и направления претензии (предложения о добровольном урегулировании спора), чтобы не допустить опрометчивых ошибок, которые могут неблагоприятно повлиять на последующее разрешение спора в Вашу пользу.
Требования, предъявляемые к содержанию и порядку направления претензии изложены в Приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь.
Так, в претензии указываются:
- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
- дата предъявления претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
- перечень документов, прилагаемых к претензии.
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем. Направляется претензия получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись, если иное не определено в договоре. Так договором можно предусмотреть, что соблюдения претензионного порядка урегулирования спора будет направления претензии на электронную почту по реквизитам, указанным в договоре.
Установленный ХПК срок рассмотрении претензии 30 календарных дней с момента получения претензии второй стороной. Однако договором можно предусмотреть сокращенный срок направления претензии.
Обратите внимание, что предмет (заявленные требования, их денежная оценка) и основания (обстоятельства дела, на которых основаны заявленные требования) подаваемого иска должны соответствовать предмету и основанию ранее направленной претензии. В ином случае претензионный порядок в отношении заявленных исковых требований будет считаться не соблюденным, что является основанием для оставления судом иска без рассмотрения.
Претензионный порядок считается соблюденным в трех следующих случаях:
- признание получателем претензии заявленных требований;
- полное или частичное отклонение получателем заявленных в претензии требований с приложением подтверждающих обоснованность отклонения документов;
- неполучение заявителем ответа на претензию в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не согласован сторонами.
Также обращаю внимание, что неполучение ответа на претензию также служит доказательством признания (неоспаривания) получателем претензии требований, впоследствии заявленных в порядке приказного производства.
Без направления претензии с иском в экономический суд можно обратиться в следующих случаях:
- если это предусмотрено в договоре;
- при переходе в исковое производство из приказного в 15-дневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе;
- при предъявлении встречного иска;
- по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
- когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор. Например, об исключении участника из общества; о признании сделки недействительной, о признании торгов недействительными; о признании недействительным решения общего собрания участников хозяйственного общества; о признании недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; о преимущественном праве покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества; о ликвидации.
Приведенный список не является исчерпывающий.
Обращение к адвокату по вопросу составления и направления претензии гарантирует соблюдение Вами претензионного порядка и является залогом повышения Ваших шансов на досудебное урегулирование спора с контрагентами. Кроме того, составление претензии требует формирования правовой позиции, способной впоследствии «выстоять» в суде, а значит предполагает должную подготовку адвокатом доказательственного и правового материала для ведения дела в суде.
Адвокат Жабровская Наталья Анатольевна имеет многолетний опыт в урегулировании споров в суде и до суда, и окажет Вам необходимую юридическую помощь по соблюдению претензионного порядка.