Допускается ли возложение обязанности по предрейсовому контролю за техническим состоянием транспортных средств на водителя?
Согласно абз.2 ч.1 ст.34 Закона о дорожном движении, в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны, в частности, осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении.
Согласно п.25 Правил по охране труда при эксплуатации ТС, для выезда на линию транспортного средства в технически исправном состоянии работодателем назначается должностное лицо, которое разрешает выезд на линию транспортного средства в технически исправном состоянии (далее — уполномоченное должностное лицо, обеспечивающее исправное состояние подвижного состава).
Кроме того, согласно абз.1 п.11 Правил по охране труда при эксплуатации ТС, при подготовке к выезду транспортное средство подлежит осмотру в установленном работодателем порядке уполномоченным должностным лицом работодателя и водителем на предмет соответствия его технического состояния требованиям, установленным Правилами дорожного движения и техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, настоящими Правилами.
Пункт 12 Правил по охране труда при эксплуатации ТС устанавливает, что порядок осмотра транспортного средства на предмет соответствия его технического состояния требованиям технических нормативных правовых актов, проверки его исправности и комплектности устанавливается локальным правовым актом.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, следует вывод, что юридическое лицо, эксплуатирующее транспортное средство, не может возложить проведение осмотра технического состояния транспортного средства на водителя единолично. Такой осмотр должен проводиться водителем совместно с уполномоченным должностным лицом работодателя. При этом законодательство не устанавливает особых квалификационных требований к уполномоченному должностному лицу, обеспечивающему исправное состояние подвижного состава. Также не следует из норм законодательства, что осмотр транспортного средства осуществляет то же лицо, которое разрешает выезд на линию транспортного средства. Ответственные за осуществление указанных действий работники, а также порядок проведения ими осмотра могут быть определены нанимателем самостоятельно с учетом установленных законодательством ограничений.
Впрочем, полагаем, что надлежащим уполномоченным должностным лицом в обоих случаях может быть только работник, чьи должностные обязанности включают в том числе контроль за техническим состоянием транспортных средств.
Например, должность «Инженер-механик (механик)» выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности» устанавливает для инженера-механика, в частности, следующие должностные обязанности:
«<…> организует работы по рациональной эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации механического оборудования, машин, устройств и аппаратов, автоматических линий и систем комплексной механизации и автоматизации. Организует разработку планов осмотров, проверок и ремонта машин, механизмов, оборудования, заявок на централизованное выполнение капитального ремонта запчастей и инструмента. <…>».
Вышеперечисленные должностные обязанности соответствуют тем полномочиям, которые требуются уполномоченному должностному лицу для контроля за техническим состоянием транспортных средств и разрешения их выезда.
Для законного осуществления предпринимательской деятельности с использованием собственных транспортных средств необходимо назначить уполномоченное должностное лицо, в чьи должностные обязанности будет входить осмотр технического состояния транспортных средств и разрешение их выезда. Нормы действующего законодательства не позволяют возложить соответствующие обязанности на водителей транспортных средств.